NPhHflTO Ha o6u4enn co6paHran rpyAoBoro Ko/l'neKrnBa MKAOY <,Qercxrail caAnporoKon Nn / o, -12/J29-zozz'' cofflAcoBAHO paioH> ffi NPOTPAMMA PA3BVITNN MvH VlqUnAfl bHo ro KA3E H HO rO AOUI KOrl bHoro oEPA3OBATEn YI{PE}KAEHNN bHo (flETCRnn cAA (PAAyrA)) c. XacaHafi Ha 2022-2O26r. ro УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО Заведующая МКДОУ «Детский сад «Радуга» Истамбулова Д.А. _________ Приказ №___ от ____ __________ 2022г. На общем собрании трудового коллектива МКДОУ «Детский сад «Радуга» Протокол №___ от ____ ________ 2022г. СОГЛАСОВАНО Начальник отдела образования Администрации МР «Бабаюртовский район» _______________ Вагабов М.И. «___» ____________2022г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» с. Хасанай на 2022-2026г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИ МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» НА 2022-2026г. Оглавление Пояснительная записка…………………………………………………………..3 Паспорт программы………………………………………………………………4 Информационная справка о ДОУ………………………………………………..7 Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа..…………...8 Концепция Программы развития……………………………………………….17 Основные мероприятия по реализации Программы..………………………....20 Ожидаемые результаты Программы…..…………………………………….....26 Оценка результатов Программы..………………………………………………28 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование становится первой ступенью системы образования, впервые утвержден ФГОС дошкольного образования. Реализуется новая финансово-экономическая модель (муниципальное задание, подушевое финансирование и пр.) Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг. В современной системе дошкольного и школьного воспитания на начальном этапе непрерывного образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих «сверху» и инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных образовательных учреждений. Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий. Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития ДОУ, представляющей собой систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного достижения поставленных целей. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Приоритетной становится совместная детско-взрослая проектная деятельность. При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и резервные возможности образовательного учреждения, специфика региональных традиций образования, потребности родителей воспитанников, профессиональный уровень педагогов. Наличие данной программы обеспечивает системность и преемственность в реализации воспитательных и образовательных задач, помогает исключить дублирование в работе учреждения, фокусировать внимание на актуальных проблемах педагогической деятельности, более эффективно реализовывать требования ФГОС ДО. В данной программе выделены основные направления работы коллектива на 3 года, учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные технологии в условиях развития ДОУ. 1. Паспорт программы развития на 2022-2026г. Наименование программы Основания для разработки программы, нормативные документы Программа развития МКДОУ Детский сад «Радуга» с Хасанай на 20222026г. 1. Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). 2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 17октября 2013 г. №1155); 3. "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20, Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;*/ 4. Конституция РФ 5. Закон Российской Федерации «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013года. 6. Конвенция о правах ребенка. 7. Устав МКДОУ. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013года № 1155) 9. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014); Разработчик программы Заведующий детским садом – Истамбулова Дина Анварбековна. Сроки выполнения и этапы реализации программы Программа реализуется в период с 2022г. по 2026г. Назначение программы - Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МКДОУ детский сад «Радуга» за предыдущий период. - В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. - Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях развития ФГОС, создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Проблема Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях, заданных ФГОС ДО, основными ориентирами которого являются: повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования и государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО. объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования; недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественногосударственные формы управления; необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий; необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг. Цель определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Волгоградской области; Задачи Основные функции Программы повышение качества образования через внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования; Программа осуществляет три основные функции: -очерчивает стратегию развития детского сада; -выделяет приоритетные направления работы; -ориентирует всю деятельность на конечный результат. Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках программы программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы; Развития информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в ДОУ: целевые установки доводятся до каждого участника педагогического процесса путем обсуждения и принятия соответствующих решений на педагогическом совете ДОУ; вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ДОУ; включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства. Ожидаемые результаты 1.конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг 2.повышение числа педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категории; 3.активное участие педагогического коллектива в распространении опыта на муниципальном, областном, федеральном уровнях, в том числе повышение публикационной активности. 4. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 5. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 6. Сохранение и укрепление положительной динамики состояния здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды: благодаря проектированию и реализации профилактической работы, приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной активности. 7. Совершенствование форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности и ответственности родителей за воспитание детей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей (законных представителей) в установлении партнерских отношений; Этапы реализации Программы Программа рассчитана на 5 лет с 2022-2026гг. Реализуется в три этапа: первый этап- 2022-2023 год – организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы); второй этап- 2024-2025 годы - практический этап (работа по преобразованию существующей системы); третий этап- 2025-2026 год - итоговый: аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении). Система контроля за реализацией Программы Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех структурных блоков программы. Результаты контроля ежегодно обсуждаются на итоговом педагогическом совете, предоставляются общественности через публикации на сайте ДОУ. Финансовое обеспечение Программы Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: бюджет и внебюджетные дополнительные привлеченные средства (спонсорские взносы, добровольные пожертвования для ведения уставной деятельности и прочие доходы, расширенные нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения). Риски Пассивность педагогической общественности по отношению к заявленным направлениям взаимодействия; Непонимание и нежелание родителей участвовать в жизни детского сада и совместно решать общие задачи; Сдвиг сроков выполнения проектов Программы; Не достижение всех заявленных результатов; 2. Исходное состояние МКДОУ Детский сад «Радуга». Информационная справка. Адрес: 368060 Республика Дагестан Бабаюртовский район, с.Хасанай ул.Центральная№8 Телефон 8(932)7974341 e-mail: Ya-s-raduga@mail.ru сайт.dag-radug-1.tvoysadik Устав МКДОУ « Детский сад «Радуга», утвержденный постановлением администрации муниципального района от ____________ Лицензия: На право введения образовательной деятельности Серия 05Л01№0002977 от 26 апреля 2016г. Регистрационный №8589 Срок действия – бессрочная. Детский сад имеет удобное транспортное расположение: в центре села. Подъездные пути в удовлетворительном состоянии. МКДОУ детский сад «Радуга» приспособленное помещение, которое находится в здании бывшей школы. Общая площадь здания Доу занимает 300 кв.м. Группа комплектуется ежегодно, в соответствии с установленными нормативами. Режим работы детского сада: ежедневно с 7.30 до 18.00, выходные дни: суббота, воскресение, праздничные дни. В учреждении функционирует 3 разновозрастная группа общеразвивающей направленности. По состоянию на 10.01.2022г списочный состав детей – 72 человек. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МКДОУ детский сад «Радуга» на 2022-2026.г. Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2022-2026 годов обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса. 3. Проблемный анализ состояния МКДОУ детский сад «Радуга». Главная цель разработанной программы ДОУ – повышение качества воспитания и образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного возраста. 1. Структура управления ДОУ. Учредителем Учреждения является Администрация муниципального района «Бабаюртовский район» Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными актами: - договоры с Учредителем, родителями; - правила внутреннего трудового распорядка; - должностные инструкции; - договора с другими организациями. Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом, которое строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является руководитель (заведующий) образовательного учреждения. Коллегиальными органами являются: общее собрание работников и педагогический совет образовательного учреждения. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения, определение основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада. Педагогический совет МКДОУ функционирует в соответствии с Уставом учреждения и Положением о Педагогическом совете МКДОУ. Согласно годовому плану в течение учебного года прошли следующие педагогические советы: - Установочный: утверждение годового плана, итоги подготовки к новому учебному году. - Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации практикоориентированного образования. - Здоровье с детства. - Роль детской книги в речевом развитии. Так же были подготовлены и проведены следующие консультации для воспитателей ДОУ: - Готов ли ваш ребенок к детскому саду. Адаптация ребенка к детскому саду. -Основная образовательная программа дошкольного образования. -Целевые ориентиры дошкольного образования. -Обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ОУ. -образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». -Речь педагога как пример для детей. -Здоровье участников образовательного процесса в ДОУ как социально-педагогическая проблема. - Воспитание маленького-большого Гражданина. В МКДОУ детский сад «Радуга» проходили общие собрания работников по различным темам. Это знакомство с новыми нормативно-правовыми и законодательными актами, выборы председателя ППО, итоги работы учреждения за 2021г, принятие локальных документов, обсуждение самоанализа деятельности Учреждения, итоги подготовки детского сада к осенне- зимнему периоду. Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения. В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Проблемное поле: Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности, инертность перед новыми активными формами работы. Низкая активность Совета родителей. Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения. 2. Образовательная деятельность ДОУ. (Реализация образовательной программы, оценка качества образования.) В учреждении функционирует 3 разновозрастная группа общеразвивающей направленности. По состоянию на 01.09.2022г списочный состав детей – 72 человек. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой МКДОУ детский сад «Радуга», разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественноэстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. На основе этой программы составлен учебный план и режим организованной образовательной деятельности по всем возрастам учащихся. Основными формами работы в дошкольном образовательном учреждении являются: - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; - совместная деятельность детей и взрослых. Воспитателем группы проводилась диагностика уровня развития детей на начало и конец учебного года. На основании диагностических карт была составлена сводная таблица. Анализ освоения программного материала показал высокий уровень освоения программы детьми всех возрастных групп. Таблица №1 Уровень освоения программного материала за 2021-2022 учебный год. Виды непрерывной непосредственно образовательной деятельности Средняя (3-5 лет) Старшая (5-6 лет) Подготовительная (67 лет) 81% 91% 95% «Познавательное развитие» ФЭМП Формирование целостной картины мира (Познавательное развитие) 85% 95% 96% «Речевое развитие» 75% 90% 93% Рисование 84% 90% 93% Лепка 84% 89% 100% Аппликация 92% 93% 98% Музыкальное развитие 86% 90% 98% Конструктивно-модельная деятельность 88% 95% 95% «Физическое развитие» 78% 85% 90% Среднее значение 71% 71% 71% «Художественно-эстетическое развитие» В мае 2022г. выпустились в школу 13 воспитанника. В целях обеспечения готовности дошкольников к поступлению в школу были запланированы и проведены экскурсии в школу. Это позволило повысить уровень мотивационной готовности детей, снизить страх перед школой. Диагностика готовности детей к школьному обучению показывает, что работа по подготовке детей к школе ведется систематически и целенаправленно. По результатам педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО в познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках, символах, времени. У детей старшего дошкольного возраста достаточно хорошо развита познавательная активность, логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы познания окружающего мира (познавательная литература, наблюдения, опыты, игры-экспериментирования). Хорошему освоению знаний способствует организация непосредственно образовательной деятельности с использование разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры-экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметноразвивающей среды. Для более эффективного осуществления образовательной деятельности необходима организация индивидуального подхода. Особое внимание при организации образовательного процесса отводится работе с родителями, которая включает в себя: адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с лицензией, Уставом ДОУ, ООП и другими локальными актами); выявление потребностей, интересов и возможностей семьи, разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы; совместные с родителями праздники и развлечения, проекты, акции и другие мероприятия. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что: о достаточно высоком качестве образовательного процесса в детском саду говорят 92% педагогических сотрудников учреждения, вместе с тем большинство из них (88%) отмечают трудности в использовании инновационных технологий, т.к нет соответствующей материальнотехнической базы для их внедрения. Проблемы, выявленные в организации образовательной деятельности ДОУ: в связи с переходом на новую основную общеобразовательную программу педагоги испытывают затруднения методического характера и недостаток практического опыта при работе с разновозрастной группой; современные инновационные технологии применяются воспитателями не в системе, педагоги недостаточно транслируют опыт применения современных методов обучения и воспитания дошкольников; недостаточное внимание уделяется индивидуальным особенностям дошкольникам; идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника; неготовность педагогов организовывать образовательный процесс на основе учета интересов и потребностей детей в условия работы с разновозрастной группой; преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, тормозящих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника; снижение уровня мотивационной готовности детей к школе; педагоги испытывают значительные трудности при планировании и организации воспитательнообразовательного процесса в условиях разновозрастной группы. не в полной мере удовлетворяются запросы родителей в предоставлении дополнительных образовательных услуг. Работа по единой регламентированной программе приводит к единообразию и традиционности форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. 3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ Управление деятельностью всех работников учреждения осуществляет администрация ДОУ в лице: заведующего детского сада Истамбуловой Д.А. Кадровый состав детского сада можно представить в следующем виде. Ф.И.О. должность образование категория Педагогич. стаж Истамбулова Дина Анварбековна заведующий Высшее, педагогическое 21 Терикмурзаева Л.А. воспитатель Высшее, педагогическое 9лет Махмудова А.З. Музыкальный руководитель Высшее, педагогическое 9 года Махмудова З.М. вопитатель Высшее, педагогическое 12 лет Магомедова З.А Воспитатель Высшее, педагогическое 2 лет Примечание Педагогический коллектив представляют: Для эффективной организации образовательной деятельности ДОУ необходимы педагоги, готовые к переобучению, постоянно совершенствующие свое профессиональное мастерство, проявляющие инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Количество педагогических сотрудников по штатному расписанию - 5, фактическое количество – 6: 4 – воспитателей, музыкальный руководитель –1; Заведующая- 1. Укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу педагогического персонала в детском саду составляют специалисты средним стажем работы, для которых характерны инициативность, творческий подход. В ДОУ с педагогами проводится планомерная работа по повышению их профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. В ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории. Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ: большинство педагогов имеют недостаточный опыт работы по данной профессии; инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы; использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и родителями; применение одних и тех же приёмов работы с детьми и родителями, имеющими разные потребности; низкий уровень владения ИКТ некоторых педагогов и умения применять их в образовательном процессе; недостаточное владение навыками ведения необходимой документации в соответствии с ФГОС в условиях работы с разновозрастной группой. Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, освоением и применением ИКТ в образовательном процессе, с трудностями перехода от консервативной учебной модели к партнерской совместной деятельности детей и взрослых, ведением документации в соответствии с ФГОС. 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ В настоящее время ДОУ осуществляет образовательный процесс с детьми по Основной общеобразовательной программе ДОУ, выстроенной в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО. Программа предусматривает воспитание и развитие детей по пяти образовательным областям: речевая, познавательная социально- коммуникативная, физическая и художественно-эстетическая. Образовательный процесс в ДОУ строится в соответствии с учебным и годовым планом, рабочей программой воспитателя. В учреждении созданы условия для разностороннего развития и оздоровления детей. Несмотря на отсутствие музыкального и физкультурного зала, имеется минимальный набор необходимого оборудования для осуществления разных видов образовательной деятельности. Предметно-развивающая среда образовательного учреждения отвечает требованиям организации образовательной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы учреждения не в полном объеме. Образовательный процесс оснащен необходимыми учебно-методическими материалами для полноценной реализации образовательной программы детского сада, наглядными пособиями. Предметно-пространственное окружение ДОУ эстетически продумано и оформлено. В группе создана своя предметно-развивающая среда, созвучная тем программам и технологиям, по которым работают педагоги. Группа имеет групповое помещение, приёмную, кухонный блок, туалетную комнату. Групповые комнаты включают игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарём. При оформлении групповых ячеек воспитатели исходят из требований федерального государственного стандарта и безопасности используемого материала для здоровья детей. Учреждение оснащено современными техническими средствами: компьютером, принтером, ноутбуком, музыкальным центром. Имеется электронная почта. В детском саду не имеется проектора и переносного экрана, фотоаппарата предоставляющие возможность каждому воспитателю применять современные информационные технологии в образовательном процессе. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно – телекоммуникативной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» и изменений в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.10.2015 №1120 и от17.05.2017 №575 в МКДОУ открыт Интернет – сайт, содержащий следующую информацию: - сведения об образовательной организации (дата создания образовательной организации, об учредителе, о месте нахождения образовательной организации, режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты); - о структуре и об органах управления образовательной организации; - о федеральных государственных образовательных стандартах - о руководителе образовательной организации и о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; -о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности; При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Пищеблок состоит из трех блоков: блок сырой продукции, вареной продукции и готовой продукции. Оборудование пищеблока соответствует требованиям СанПиН и Роспотребнадзора. В ДОУ имеется участок для прогулок - эстетически оформленный, оборудованный для осуществления двигательной активности на участке. Все оборудование соответствует требованиям СанПиН и Роспотребнадзора. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательно насыщена, доступная, безопасная. Проблемы программно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: - недостаточно дополнительных методических и наглядно-дидактических материалов; - отсутствие интерактивной доски, проектора в воспитательно-образовательном процессе; - недостаточно игрового оборудования для организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. 5. Здоровьесбережение в ДОУ Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. В детском саду проводится работа по улучшению состояния здоровья воспитанников и внедрения современных здоровьесберегательных технологий. С детьми организуются тематические, игровые занятия и игры с валеологической направленностью, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественноэстетическая деятельность, педагогическое проектирование, оздоровительно-игровые часы. Посещаемость и заболеваемость детей регулярно анализируется медсестрой и педагогическим коллективом ДОУ. В детском саду осуществляется контроль за выполнением режима дня, выполнения двигательного режима, графика проветривания. В учреждении была выстроена четкая система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию нарушений состояния здоровья как у воспитанников ДОУ, так и у сотрудников детского сада (плановые профилактические осмотры, диспансеризация). В работе с родителями особое внимание уделяется консультативной помощи, оформлению тематических стендов, проведению дней открытых дверей, дней здоровья с участием родителей, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, совместные проекты по формированию у детей ЗОЖ, совместные спортивно-оздоровительные мероприятия. Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиНа при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении предметноразвивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации лечебнопрофилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдение санитарно-гигиенических требований (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия). Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Учреждение обеспечивает сбалансированное 3-х разовое питание воспитанников в соответствии с их возрастом, примерным десятидневным меню, разработанным отделом по питанию при РОО и одобренным органами Роспотребнадзора. Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет заведующий Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ: все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов; рост числа взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни; нет инструктора по физическому развитию детей; нет системы в проведении закаливающих мероприятий. Недостаточная оснащенность материально-технической базы учреждения для организации лечебнопрофилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 6. Социальное партнерство МКДОУ детский сад «Радуга» Социальное партнерство является неотъемлемой частью образовательного процесса ДОУ. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением села, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения. Анализ состояния этой работы выявил ее бессистемность и низкую эффективность. На основании полученных данных будет разработан план повышения педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей, предполагающий проведение различных информационнопросветительских и досуговых мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке. Проблемное поле: - Инертность близлежащих учреждений образования, родителей воспитанников, населения. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей. - Слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности и возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах. - недостаточно развитая инфраструктура села, удаленность от города. Таким образом, разработка Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственнополитическом устройстве, социально-экономической жизни страны и целевых ориентиров и связано с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов и требования ФГОС ДО. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МКДОУ детский сад «Радуга» Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися запросами населения, а также повышение качества образования через внедрение современных педагогических и информационнокоммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. Инновационный характер Программы развития МКДОУ детский сад «Радуга» реализуется через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно–ориентированной модели организации педагогического процесса в условиях требований ФГОС ДО, позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме, развивать его социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Ценность качества образовательной деятельности для МКДОУ детский сад «Радуга» напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям). С другой стороны - профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе, и в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы развития деятельности МКДОУ детский сад «Радуга» являются: Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования; В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы реализации Программы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ: Гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на личность ребёнка посредством повышения уровня профессиональной компетенции педагогов; обеспечения заинтересованности педагогов в результате своего труда; изменения организации предметно-развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей и требованиям ФГОС ДО; изменения содержания и форм совместной деятельности с детьми, введения интеграции различных видов деятельности. Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием; Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями. Участниками реализации Программы развития МКДОУ детский сад «Радуга» являются педагоги, специалисты, родители, представители образовательных и социальных структур, воспитанники ДОУ. Основными направлениями деятельности в рамках Программы развития МКДОУ детский сад «Радуга» являются: 1. Совершенствование структуры управления ДОУ. 2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 3. Повышение компетентности педагогов ДОУ. 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. 5. Совершенствование системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 6. Построение системы социального партнерства МКДОУ детский сад «Радуга». ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МКДОУ детский сад «Радуга» 1. Для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста в условиях заданных ФГОС ДО; - хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДОУ, - качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе; - система дополнительного образования доступна и качественна. 2. Для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; -квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника; - будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий; - поддержка инновационной деятельности. 3. Для МКДОУ детский сад « Радуга»: - будет налажена система управления качеством образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - органы государственного и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств; - развитие сотрудничества с другими социальными системами; - налажены связи с научно–методическими объединениями; - будут обновляться и развиваться материально–технические и медико–социальные условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Реализация программы позволит сделать процесс развития МКДОУ детский сад «Радуга» более социально– ориентированным и адаптированным к условиям, заданным ФГОС ДО. Программа будет реализована в 2022-2027 годы в три этапа: 1-й этап (2022-2023г.) - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы): разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-й этап (2024-2025г.) – Практический этап (работа по преобразованию существующей системы): апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой; периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой; коррекция мероприятий. 3-й этап (2025-2026г.) Итоговый (аналитически-информационный этап): мониторинг эффективности реализации программы; аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении; реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; Элементы риска развития программы При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования, быстрый переход на новую программу развития МКДОУ детский сад «радуга» может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива, организация дополнительного образования на платной основе может затруднить его доступность. Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим Советом МКДОУ детский сад «Радуга». Управление реализацией Программы осуществляется заведующий МКДОУ « детский сад «Радуга» Истамбулова Дина Анварбековна. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МКДОУ детский сад «Радуга» № Содержательные характеристики Мероприятия Период реализации, годы 1. Совершенствование структуры управления ДОУ 1. Нормативно-правовое обеспечение корректировка в соответствии с ФГОС; Корректировка имеющейся базы нормативно-правового обеспечения в соответствии с ФГОС; Разработка новых необходимых локальных актов; 2022-2023 По мере необходимости 2022г. Оценка готовности ДОУ к работе в соответствии с ФГОС ДО 2. Анализ эффективности и корректировка основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с изменениями системы образования, запросов семей воспитанников, общества. Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг 2022г. Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе ФГОС ДО) По мере необходимости Внесение изменений основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с изменениями 2022-2023гг. системы образования, запросов семей воспитанников, общества. 3. Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления Обеспечение открытости участия органов самоуправления в управлении ДОУ через официальный сайт Выявление образовательных потребностей и интересов родителей и их учет при решении вопросов управления Постоянно 2023-2025гг. Постоянно по мере необходимости Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением через работу Совета ДОУ, Родительского комитета. 2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО 4. Организационное, научнометодическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования Проведение системы методических мероприятий по вопросам реализации ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы учреждения 2022-2024г. 2022-2024г. Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми общеобразовательными программами и проектами) Создание мониторинга оценки качества образования в ДОУ. 5. Обеспечение индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями Внедрение модели интеграции специалистов в работе с детьми с речевыми нарушениями и трудностями в эмоциональноволевом развитии 2022-2026гг. 6. Внедрение системы инновационных образовательных технологий Разработка системы мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность 2020-2021гг. Посещение семинаров, практикумов, мастер-классов, открытых . 2019-2023гг. мероприятий с трансляцией опыта по применению инновационных технологий 7. Предоставление дополнительных образовательных услуг с учетом запросов родителей Разработка и проведение анкетирования родителей по выявлению запросов в области предоставления ДОУ дополнительных образовательных услуг 2019-2020г. 2020-2021г. Создание системы оценки качества предоставления дополнительных образовательных услуг 8. Создание системы консультирования и сопровождения родителей Создание условий взаимодействия ДОУ и семьи, разработка циклограммы мероприятий по консультированию семей воспитанников 2019-2023гг. 2019-2023гг. Разработка методических материалов и выбор форм взаимодействий с родителями воспитанников 3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ 9. Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов Изучение качества профессиональной деятельности и определение личных потребностей сотрудников в обучении 2019-2023 Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов По мере необходимости Обучение педагогов на курсах повышения квалификации 2019-2023 По мере необходимости Активизация работы с молодыми педагогами через организацию наставничества Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников 10.Повышение компетентности педагогов в вопросах ведения документации в соответствии с ФГОС Организация обучения педагогов применению тематического планирования в образовательном 2020-2021 2020-2021 ДО процессе в соответствии с ФГОС ДО 2021-2022 Организация обучения педагогов написанию рабочих программ в соответствии с ФГОС ДО и основной общеобразовательной программой детского сада Организация обучения педагогов составлению индивидуальных маршрутов сопровождения развития воспитанников с особыми образовательными потребностями 11.Вовлечение педагогов в инновационную деятельность Стимулирование самообразования педагогов в области ФГОС ДО Участие членов педагогического коллектива и подготовка воспитанников к участию в конкурсах разного уровня; муниципальном, региональном, федеральном 2019-2023 2019-2023 2019-2023 2019-2023 2019-2023 Организация методического сопровождения педагогов для обеспечения соответствия требованиям Профессионального стандарта педагога в ДОУ Введение системы транслирования педагогического опыта воспитателей через проведение открытых просмотров занятий, мастер-классов и других инновационных форм и методов работы с детьми и родителями Обобщение опыта и публикации в СМИ и печатных изданиях 12.Повышение ИКТ-компетентности педагогов Подключение к сети Интернет в методическом кабинете Создание электронных документов в образовании (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов т.д.) 2022-2024 2022-2024 2022-2024 2022-2024 2022-2022 Повышение квалификации педагогов на внешних курсах 2022-2024 Повышение - компьютерной грамотности педагогов через обучающие семинары- практикумы « Использование ИК- технологий в работе с детьми Создание электронных «портфолио» педагогов Открытие на сайте ДОУ профессиональных блогов специалистов 4. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ 13.Обеспечение образовательного процесса дополнительными программно-методическими материалами и нагляднодидактическими пособиями, игровым и техническим оборудованием Приобретение игрушек и методического обеспечения в соответствии с ФГОС ДО и основной общеобразовательной Программой ДОУ Дополнить учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» Приобретение интерактивной доски в воспитательно-образовательном процессе 14.Развитие предметнопространственной среды ДОУ По мере поступления финансирования По мере поступления финансирования По мере поступления финансирования Постоянное отслеживание состояния пространственной предметноразевающей среды в соответствии с ФГОС ДО , ее модернизация и развитие 2022-2024 15.Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников Составление программы мероприятий по здоровьесбережению 2022-2024 16.Совершенствование системы работы с семьей по здоровьесбережению Система информирования родителей в группах по вопросам 5. Здоровьесбережение в ДОУ Привлечение социальных партнеров к мероприятиям по здоровьесбережению постоянно здоровьесбережения Внедрение активных форм работы с семьей (мастер - классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации) Развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада (конкурсы, соревнования, проекты и др. формы работы) Ведение странички здоровья на сайте ДОУ 17.Развитие предметнопространственной среды ДОУ в рамках здоровьесбережения Оснащение физкультурной площадки на улице современным покрытием Пополнение предметнопространственной среды ДОУ спортивным инвентарем и оборудованием По мере поступления финансирования По мере поступления финансирования ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития детского сада должны произойти существенные изменения в следующих направлениях: 1. Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 2. Создание гибкой управленческой системы с активным участием родительской общественности. 3. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса. 4. Развитие педагогического потенциала. 5. Улучшение материально-технического обеспечения и предметно-пространственной среды ДОУ для реализации программы дошкольного образования 6. Доступность системы дополнительного образования 7. Расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями микрорайона и города Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать: качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в МКДОУ «Радуга» с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов; совершенствовать систему педагогического мониторинга; создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообщества; обновить содержание и технологии дошкольного образования; построить динамичную, безопасную развивающую среду. Ожидаемые социальные эффекты Программы развития МКДОУ«Радуга»: • Повышение качества образовательного процесса. Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов. Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы. Повышение уровня компетенции педагогов. Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении. Распространение педагогического опыта. Участие ДОУ в проектах района, города, страны. Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем образования детей дошкольного возраста Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ Организационные Организация временных творческих групп для реализации Программы развития; Внесение изменений и дополнений в ООП; Обсуждение Программы с родительской общественностью. Кадровые Расширение деятельности по распространению ППО в системе образования района и города; Обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всех сотрудников детского сада; Расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации кадров; Поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной деятельности и творческой инициативы, прогнозирование положительных результатов. Материально-технические Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, безопасной и здоровьесберегающей среды помещений и участков; Дидактическое оснащение программы «От рождения до школы» и программ дополнительного образования; пополнение спортивного оборудования и технического оснащения; Разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и кабинетов; Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и современных санитарногигиенических, безопасных и психолого-педагогических требований. Социально-культурные Расширение сотрудничества с социальными партнерами; Обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников. Нормативно - правовые и финансовые Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения по выполнению Программы Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на: расходы на оплату труда работников, реализующих Программу; расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; иные расходы, связанные с реализацией Программы». Научно-методические Учет современных ориентиров дошкольного образования и передового педагогического опыта МКДОУ детский сад «Радуга»; Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения реализуемых программ; Разработка мониторинга качества образовательного процесса ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ Цель контроля - объект контроля- разработка плана контроля - сбор информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций - проверка исполнения рекомендаций. Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя несколько этапов: Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники). Изучение документации. Обработка полученной информации. Обсуждение на педагогическом совете полученных данных, их анализ и интеграция. Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса; Совете МОУ - способов взаимодействия ДОУ и семьи. Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта. Разработка рекомендаций. По каждому направлению Программы развития оценка результатов будет осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки отдельного направления будет разработан в ходе реализации Программы.